Рококо
Стиль рококо был изобретен в первой половине просвещенного XVIII века, в галантной Франции, но в архитектуре шире всего представлен в Баварии. Рококо продолжал и развивал идеи барокко. Он характеризуется некой утонченностью и даже подчеркнутой манерностью, большим количеством декоративных деталей и изящных орнаментов, светлых тонов, наличием эротических, мифологических, пасторальных сюжетов. Термин происходит от французского rocaille – ракушка, раковина.
Отличительная черта эпохи рококо – изящество. Это время связано с оторванностью от реальной жизни, с погружением в мир театра, фантазии, мифологии и пасторали (причем с непременным эротическим уклоном). Поэтому вполне объяснимо, что рококо так привязано к chinoiserie, «шинуазри» или, по-русски, «китайщине». Помимо великолепного китайского фарфора, в интерьере присутствуют такие элементы, как гобелены с изображениями пагод, растений, людей в традиционной одежде этой страны, переставные ширмы, изящные небольшие деревца, роскошные орхидеи, аквариумы с золотыми рыбками и небольшая изящная мебель, покрытая лаком.
Рококо иногда условно именуют «стилем Людовика XV», но влияние двора, в отличие от барокко, здесь прослеживается намного меньше. Строения в стиле рококо – дворцы и частные дома богатой французской знати. Причем комнаты в таких постройках, что интересно, шли не анфиладой (это больше характерно для XVII века), а располагались абсолютно асимметрично. Центральную часть здания занимал салон (парадная зала). Комнаты в эпоху рококо стараются зрительно уменьшить, создавая маленькие уютные будуары, в которых царит интимная атмосфера. Все углы закругляются, а стены декорируются резными панелями и орнаментами с позолотой. Характерно большое количество зеркал, создающих некое ощущение фантастичности, нереальности происходящего. Нежные светлые цвета, особенно в таких сочетаниях, как зеленый с розовым, белый с голубым, создают радостное ощущение, а непременная позолота усиливает этот эффект.
Мебель теперь стараются группировать: к примеру, неподалеку друг от друга ставят подходящие диван, стол и несколько стульев. Основной предмет мебели в это время – комод или секретер (commode по-французски – «удобный»). Очень популярны кресла, которые в эпоху рококо словно доводятся до совершенства. Резьба по дереву больше не в моде, ее заменяют оригинальные бронзовые накладки. Зачастую вместо фанеровки используется обработка поверхности цветным лаком, затем следует декорирование золоченой резьбой или же накладками.
В комнате в стиле рококо притягивает к себе все взгляды камин. Он не слишком велик, накрыт мраморной плитой и весь заставлен безделушками: часами, канделябрами, фарфоровыми фигурками. Усиливает эффект и массивное зеркало в шикарной раме, висящее над камином.
Мебель для сидения получает новое развитие: именно тогда изобретаются канапе (диванчик, словно состоящий из нескольких соединенных между собой сидений), «бертер» (глубокое удобное кресло), шезлонг. Большую роль в этом сыграл знаменитый Томас Чиппендейл (годы жизни: 1718-1779). Стиль его творчества очень интересен: он представляет собой необычное сочетание французского рококо с элементами английской традиционной мебели, с китайскими и готическими мотивами. Альбом образцов мебели, выпущенный Чиппендейлом в 1754 году, оказал серьезное влияние на мебельную «моду» не только в Англии, но и во всей континентальной Европе. Блестящее полированное красное дерево, ножки стульев в виде звериных лап стали очень популярными. Причудливо изогнутые спинки сидений напоминают то музыкальный инструмент наподобие скрипки, то изящную вазу; оригинально и порой совершенно непредсказуемо сочетаются трельяжи и орнаменты. Причем мебель Чиппендейла, в отличие от французской, еще и весьма практична и универсальна.
Если Вы решили оформить дизайн квартиры или дома в стиле Рококо, обращайтесь в нашу студию дизайна интерьеров в Нижнем Новгороде, наш телефон (831) 233-20-03. Вы также можете ознакомиться с нашим портфолио, или задать вопрос через форму обратной связи.