Барокко
Итальянское слово barocco (распущенный, склонный к излишествам, порочный) стало прародителем этого термина в искусстве, весьма точно его характеризуя. А появился столь эффектный и причудливый стиль, как нетрудно догадаться, именно в теплой Италии, в XVII-XVIII веках.
Барочная манера, так же как и ренессансная, тесно связана с античной традицией, но для барокко характерны яркая динамика форм, несколько смятенный ритм причудливо загибающихся в разные стороны линий. В архитектуре царит градостроительный бум, возводятся великолепные дворцы (например, Версаль), словно воплощающие собой абсолютную власть монархии. Подобные грандиозные здания стремятся сочетать с большими парковыми ансамблями, где даже кусты и деревья стригут так, чтобы они напоминали правильные геометрические фигуры. Сооружения в стиле барокко будто желают заявить о себе миру во весь голос, а их хозяева хотят провозгласить свое явное отличие от простого народа. Из этого и следует пристрастие к непомерному нагромождению разнообразных форм, зачастую чрезмерному, излишнему, избыточному.
Парадные залы дворцов близки к нормам ордерной архитектуры, но отличаются большим количеством мелких и динамичных деталей. Торжественный, явно не повседневный декор, изобилующий купидончиками, раковинами, венками, зеркалами и преобладающий в каждом помещении, словно кричит о несметном богатстве и бескрайних возможностях обладателя всего этого великолепия. Стены покрыты драгоценными тканями, а расписные потолки создают эффект перспективы и уводят взгляд в бесконечность, где царят лишь голубые небеса и беззаботно летающие розовые и белые облачка.
Спокойные и плавные линии эпохи Ренессанса сменяются более сложными формами: овалы, спирали и другие динамичные фигуры создают эффект движения. Очертания предметов искривляются и изламываются совершенно неожиданным и непостижимым образом. Необычен, например, такой способ отделки мебели, как мозаичный набор из кусочков дерева или фанеры для формирования выпуклой поверхности. Естественным образом возникающие в процессе работы неровности аккуратно отшлифовывались и покрывались несколькими слоями лака. Стоит отметить, что для стиля барокко вообще характерно наличие различных видов именно лакированной мебели. Поэтому вместо дуба теперь повсеместно начинает использоваться орех, как материал, более пригодный для резьбы и последующей полировки. Мебель, покрытую причудливыми росписями и затем залакированную, отделанную позолотой или зеркальными пластинками, в это время больше всего производят в Италии.
Архитектурные формы для предметов мебели применяются без всякой системы: здесь и закрученные колонны, и изогнутые поверхности, и карнизы и рамки с богатым профилем. Для резных и мозаичных композиций используются раковины, венки, фестоны, гирлянды, щиты, картуши, причудливо завивающиеся стебли растений, причем их много не только на фасадах зданий, но и внутри помещений.
В вестибюле барочных зданий входящих, как правило, встречает грандиозная мраморная лестница с высоким потолком над ней, расписанным яркими мотивами. Напротив лестницы зачастую находился и балкон для оркестра, исполняющего музыкальные композиции в честь прихода посетителей. По лестнице можно подняться на второй этаж, где обычно располагаются парадные залы, отделенные друг от друга узенькими коридорами-галереями, в которых выставлены произведения искусства – живописные, скульптурные, а также разнообразные драгоценные вазы. Из окон подобных галерей можно рассмотреть парк.
Особый шик и пышность барочного интерьера подчеркивает и мебель соответствующего стиля. Она достаточно объемна, украшена резьбой, накладками из бронзы или благородных металлов, мозаикой из разных видов древесины (такая техника инкрустации называется интарсией). Наследие эпохи барокко – шезлонг (chaise lounge – буквально «длинный стул»), который пригоден и для сидения, и для лежания, а еще – так называемые канапе, уютные диванчики на шести или восьми ножках. Большой популярностью пользовались кровати с балдахинами, причем украшали их зачастую весьма и весьма изощренно, например, страусиными перьями. Основание ложа поддерживали скульптурные обнаженные женские торсы или ножки в форме античных ваз. Взамен распространенных во времена Возрождения сундуков-кассоне стали использоваться шкафы: книжные и бюро, а также комоды самых различных форм.
Очень большую роль в барочном интерьере играют ткани. Как и в эпоху Средневековья, повсюду встречаются гобелены (или шпалеры) – тканные особым способом ковры, которые закрывали стены домов изнутри. Еще роскошней и богаче выглядели интерьеры с натянутой повсюду блестящей парчовой материей (именуемой «глазет»). Она шла на отделку не только стен, но и окон и дверей, а также предметов мебели. В укромных будуарах использовались плотные и достаточно тяжелые бархатные шторы с замысловатыми рисунками и узорами. Бархат – еще одна очень популярная и считающаяся престижной во времена барокко материя. К концу XVII века для украшения интерьера стала повсеместно применяться ткань с рисунком, причем любимыми мотивами были яркие птицы, красочные цветы, причудливые восточные пейзажи.
Стоит отметить и широкое использование светильников: канделябров, жирандолей, подсвечников, шандал. Ну и конечно, центральное место при столь богатом выборе источников света занимает люстра (само название в переводе с французского означает «блеск»). В интерьере помпезного дворцового стиля такой тип светильника является наиболее уместным.
Если Вы решили оформить дизайн квартиры или дома в стиле Барокко, обращайтесь в нашу студию дизайна интерьеров в Нижнем Новгороде, наш телефон (831) 233-20-03. Вы также можете ознакомиться с нашим портфолио, или задать вопрос через форму обратной связи.